Wikipedia Library owl.svg Открытая библиотека.РФ
Ресурсный центр для библиотечных работников
Duke Humfreys Library Oxford banner.jpg

Заглавная   О проекте  


Новости   Конкурсы   Методические материалы   Исследования  


Контакты


В рамках конкурса «Общественное достояние — 2018» в Викитеку было загружено несколько башкирских сказок, в т.ч. «Происхождение башкир». Предлагаем её Вашему вниманию.


Башкиры, 1872

ПРОИСХОЖДЕНИЕ БАШКИР

Северо-восточное наречие.

(Рассказ, записанный в деревне Метелях Челябинского уезда, Оренбургской губернии).

Башкирцы, живущие по ту сторону Уральского хребта, пришли с той стороны Уральского хребта. Жил ли какой-нибудь другой народ здесь до прихода сюда башкир — это неизвестно.

Возле озера Кидягяся, на двух сторонах его, есть два холма, называемые убами. Возле этих уб находятся кладбища‚ — места‚ похожие на гумна. Убу, находящуюся на севере, издавна называют убой молодого царя; убу, находящуюся на юге называют убой царь-девицы. Оба они царствовали. Молодой царь не был женат. Молодой царь сказал девице: «Я взял бы тебя замуж, если бы ты пошла за меня». Тогда царь-девица сказала: «Я не пойду спроста, а ты покажи мне своё удальство, я стану на этом холме, а ты стань на том; ты в меня стреляй, а я буду в тебя стрелять; если ты попадешь в меня и я останусь живой — пойду к тебе со всем моим войском; если же ты не попадешь в меня — ты и всё твоё войско будете моими рабами».

Стали на два холма и начали пускать стрелы. Сначала молодец выстрелил в девицу. Стрела молодца задела ногу девицы. После того выстрелила девица: стрела, пущенная девицей, попала в сердце молодца, и он тут же умер.

После этого те старики, которые сидели на гумне, находящемся на стороне молодца, сказали: «Чем делаться нам её рабами, лучше умрем в перестрелке». Тогда они начали перестреливаться. Большая часть находившегося здесь народа с обеих сторон погибла в сражении. Оставшиеся со стороны молодого царя сказали: «Чем нам так умирать, лучше станем рабами царь-девицы» и царь-девица сделала оставшихся своими рабами. `

На этом месте похоронили мертвецов, похоронили на двух холмах всех их — с одеждой и со всеми военными доспехами.

После этого царь-девица обходила много местностей, воюя: с другими царями, и большую часть их обратила в рабство. Наконец, встретилась она с одним молодым царем. Этот молодец сказал Царь-девице: «Ты много людей истребила, давай-ка сразимся друг с другом!» Оба они пустились на лошадях вскачь друг против друга, чтобы сечься друг с другом костяными топорами, и лошади у обоих — как у молодца, так и у девицы, — чуть только «ошиблись одна с другой — упали и разбились до смерти. После этого молодец ударил девушку и схватил её, не давал ей подняться на ноги, а потом сел ей на грудь. Тут молодец сказал: «На что ты согласна: умереть или сделаться моей женой. Если не хочешь умереть, — будь моей женой; если хочешь умереть — убью». Девица не захотела умереть, сделалась его женой, а прочее её войско сделалось рабами этому молодцу.

В наших окрестностях одинаково называют такие возвышения убами (курганами) и тюбями (холмами). Говорят, что те убы-тюбы были мяряями для состязания в стрельбе. Мяряям (цель для стрельбы) называют место, куда стреляют.

Из этого народа часть перемерла‚ часть переселилась в другую местность, и после того уже пришли сюда башкиры с той стороны Уральского хребта. У одного старика-башкирца, жившего по течению реки Ай по имени Биксянтяя, пропал скот. Искать его старик послал сына. Этот сын, разыскивая скот, перешел, на эту сторону Уральского хребта. Нашедши скот, он вернулся к отцу и сказал: «Там войск совсем нет, место ровное, хорошо расположенное — пойдем переселимся туда, отец!» А ранее айлинские башкирцы думали, что по другую сторону Урала нет уже земли, что мир уже кончился тут. Этот старик вместе со своими сыновьями переселился сюда и осел в одной местности. У него было двенадцать сыновей; он женил этих сыновей и поселил их всех в отдельных местностях.

Биксянтяй был очень богат: со своим скотом он кочевал по Уральскому хребту и в промежутке между этим восточным склоном Уральского хребта и Аман-Карагайским бором. Когда Биксянтяй кочевал у Аман-Карагайского бора, казаки (киргизы) попросили у него: «Отдай нам двух своих дочерей».

Двое из сыновей Биксянтяя не согласились отдать девиц, и остались тут рабами. Эти два молодца были богатыри. Через некоторое время случилось тут народное собрание с разными зрелищами, казацкий (киргизский) народ заставил обоих молодцов сражаться с быком. Один из молодцов схватил быка за оба рога и вырвал их. Так как рога не выпадали из его рук, то старший брат молодца, гладя и растирая ему руки, заставил рога выпасть. После этого на совещании казацкий народ порешил отпустить обратно обоих: как бы они, дескать, будучи богатырями‚ не покорили народ.

От двенадцати сыновей Биксянтяя остались следующие роды, называемые айлинцами: Мятяль, Улянде (обильный травой), Оло-гарагайды-гуль (большое озеро с сосновым лесом), Субраш-алы (селение Субраша), Субхан-кул-ауль: (селение Субхан-кула), Кесекяй-Карагай-куль (малое озеро с сосновым лесом), Мырат аулы (селение Мырат), Ком-чуль-аулы (селение песчаного озера), Оло-олторак-аулы (селение большой подошвы), Кесекяй- олторак аулы (селение малой подошвы), Бетен-аулы (селение Бетека), Кожа-аулы (селение Кожи).

Прежде айдинцев пришел еще род, называемый Табын. Айдинцы сделались припущенниками у табынцев. Айдинцы и Табынцы заняли много земель сообразно с их силами, но находящиеся в той местности золото, серебро, железо и озёра сделались принадлежностью табынцев. Неизвестно, в какое время пришли сюда табынцы.

Роды катайцев и бурзянцев — особые роды, язык и обычаи их, отличные от наших; язык и обычаи их приближаются к казачьим (киргизским). Откуда пришли одни — мы этого не знаем.


Ещё рекомендуем почитать сказки «Лиса, волк и перепел», а также «Развратный отец и развратная мать».

Другие произведения можно найти по ссылкам на странице конкурса.

И, конечно, ещё не поздно принять участие: приём работ ведется до 30 июня 2018 года.

Узнать о том, какие произведения перешли в общественное достояние в наступившем году, можно из доклада НП «Викимедиа РУ», подготовленного в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека».

Конкурс проводится НП «Викимедиа РУ» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.


Ресурсный центр «Открытая библиотека» реализован НП «Викимедиа РУ» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Материалы сайта «Открытая библиотека», если не указано иное, доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International. Ссылки на авторов иллюстраций доступны на wiki-версии сайта.